Скачать Раскрасьте кости скелета лягушки зеленым цветом-кости позвоночника
Выход: 17.03.2014

Особенности внешнего и внутреннего

Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. Животные
Доступные файлы (1):

n1.doc

1   2   3   4   5   6   7   8   9

1. Рассмотрите чучело птицы, расправленные крылья и хвост, коллекцию перьев и рисунок учебника и установите, из каких отделов состоит тело птицы (рис. 84). Обратите

внимание на характерные особенности внешнего строения птицы: перьевой покров, веретенообразную форму тела, наличие хвоста и крыльев.


  1. Обратите внимание на черепицеобразное расположе­
    ние покровных перьев. Сравните с расположением чешуи
    на теле рыбы. Какое значение имеет такое компактное
    расположение перьев?

  1. Рассмотрите строение контурного пера. Найдите
    очин, ствол и опахало. Разъедините опахало в нескольких
    местах, а потом попробуйте соединить его пальцами. Уда­
    ется ли это сделать?

  1. Рассмотрите при помощи лупы и микроскопа строе­
    ние опахала. Пользуясь рисунком учебника, найдите бо­
    родки I и II порядка. Как соединяются бородки II по­
    рядка?

  1. Рассмотрите пуховое перо и сравните его с контур­
    ным. В чем их сходство и различие? Какую роль играют
    пуховые перья в жизни птиц?

  1. Рассмотрите расправленные крыло и хвост. Обрати­
    те внимание на их большую летательную поверхность,
    легкость и прочность. Подумайте, с чем это связано.

  1. Каким органам передвижения наземных позвоноч­
    ных соответствуют крылья птиц? Пользуясь рисунком
    учебника, найдите отделы, характерные для передних
    конечностей позвоночных животных.

  1. Рассмотрите ноги птицы. Чем они покрыты? Сколько
    пальцев на ногах? Чем они оканчиваются? Какая часть
    ноги лишена перьев? Какие известные вам животные
    имеют подобные покровы?

  1. Рассмотрите голову птицы. Какие органы располо­
    жены на ней?

10. Какие черты внешнего строения птиц указывают
на их родство с пресмыкающимися?

  1. Укажите на схематическом рисунке 84 названия
    органов внешнего строения птицы. Впишите в кружочки
    ;цифры, указывающие названия органов внешнего строения
    птицы: 1—голова; 2— хвост; 3 — спина; 4 — шея; 5—
    грудь; 6 — брюшко; 7— надклювье; 8 — подклювье; 9 —
    глаз; 10 — крыло; 11 —нога.

  1. Нарисуйте контурное перо птицы и надпишите
    названия его частей.

  1. На экране дисплея появилось изображение фан­
    тастического животного (рис. 85, по В. И. Преображен­
    ской). Из частей каких птиц оно составлено71

Как летают птицы? Полет птиц очень разнообра­
зен. На рисунке 86 показаны: полет дикой утки (машу­
щий), полет канюка (парящий). Назовите другие виды
птиц, которым свойственны машущий или парящий полет.
В чем выражается механизм этих полетов?

294. Пользуясь раздаточным материалом, учебником
и рисункам 87, изучите особенности скелета птиц. Впиши­
те в кружки цифры, указывающие названия частей скеле­
та: 1—череп; 2 — шея; 3 — киль; 4 —кисть; 5 — пред­
плечье; 6 — плечо; 7 — таз; 8 — бедро; 9 — голень; 10 —
цевка; 11—стопа; 12 — грудина; 13 — ключица.

1 Рассмотрите скелет птицы. Из каких частей он сос-

тоит? Найдите позвоночник, пояса передних и задних ко­нечностей, грудную клетку, передние конечности, череп.


  1. Из каких отделов составлен позвоночник? Какие
    части позвоночника подвижны, а какие неподвижны?

  1. Из каких костей состоит грудная клетка? Найдите
    киль. Как прикрепляются ребра к позвоночнику и к груд­
    ной кости? Каково значение киля и грудной клетки в
    организме?

4. Найдите пояс передних конечностей — вороньи кости, лопатки, ключицы. Каково их строение по сравнению с соответствующими частями земноводных?



  1. Рассмотрите скелет крыла птицы. Сравните скелет
    передней конечности птицы и лягушки. В чем их сходство
    и различие? С чем связаны изменения передних конечнос­
    тей птицы?

  1. Найдите кости пояса задних конечностей. Как они
    соединены между собой? Какое значение имеет такое их
    соединение?

  1. Прочитайте одну из следующих книг: «Птицы»
    Р. Питерсона, «Птичьи заботы» Э. Н. Головановой и
    Ю. Б. Пукинского, «Тише, птицы на гнездах» Н. А. Глад­
    кова, «Как птицы строят гнезда» А. В. Михеева, «Хищные
    птицы» В. М. Галушина, «Будьте друзьями птиц»
    А. К. Сагито и Л. И. Иониса, «Мир животных» И. И. Аки-
    мушкина. Запишите в читательский дневник краткое со­
    держание прочитанной книги.

  1. Рассмотрите влажный препарат внутренних орга­
    нов голубя или другой птицы. Раскрасьте на схематиче­
    ском рисунке 88 органы пищеварительной системы птицы
    (голубя) зеленым карандашом. Напишите их названия.

. Пищеварение у птицы происходит очень быстро.
Мелкие совы (домовые сычи) переваривают мышь за 4 ч,
серый сорокопут — за 3 ч. Сочные ягоды у воробьиных
проходят через кишечник за 8—10 мин. Насекомоядные
птицы наполняют свой желудок 5—6 раз в сутки, зерно­
ядные— дважды. Один-два раза в сутки едят хищники.

Какое значение для природного сообщества имеет большая скорость пищеварения у птиц?


  1. Как птица дышит в полете и сидя на ветке? Поче­
    му птица в полете не задыхается?

  1. Раскрасьте на рисунке 89 органы кровообращения
    птицы. Укажите стрелками направление течения крови в
    сосудах. Объясните строение сердца и кругов кровообра-

щения. Чем различается система органов кровообращения птиц и пресмыкающихся?

300. На схематическом рисунке 90 изображен голов­ной мозг птицы и пресмыкающегося. Раскрасьте одинако­вые части мозга одним цветом. Напишите их названия.

301. Пользуясь рисунком 90, заполните таблицу 19. Таблица 19. Сравнение головного мозга птиц и пресмыкающихся


Отделы мозга
Особенности строения у
птиц
пресмыкающихся
Обонятельные доли
Большие полушария
Мозжечок
Средний мозг
Продолговатый

мозг


89

  1. Какие отделы головного мозга птиц особенно хо­
    рошо развиты? С чем это связано? Как это отражается
    на поведении птиц?

  1. Как известно, куры с наступлением сумерек пе­
    рестают видеть, а совы, наоборот, лучше видят вечером
    и почти не видят днем. Объясните такие особенности зре­
    ния у этих птиц.

  1. Ответьте кратко на вопросы о развитии птиц:

  1. Какие условия необходимы для развития зародыша
    птицы?

  1. Почему птенец не задыхается внутри яйцевой скор­
    лупы?

  1. Какие особенности развивающегося куриного заро­
    дыша говорят о происхождении наземных позвоночных от
    рыбообразных предков?

  1. Какие особенности зародышей птиц и пресмыкаю­
    щихся указывают на родство между этими группами поз­
    воночных?

305. Сколько яиц откладывает самка домового воробья
в одну кладку и за сезон?

306. Почему сорные куры не насиживают яйца? У ка­
ких птиц яйца насиживает самец?

90


  1. Какие птицы кормят птенцов своей отрыжкой?
    Птенцы каких птиц достают корм из зоба? Существует ли
    птичье молоко?

  1. Составьте краткую характеристику класса птиц.

В чем сходство птиц и пресмыкающихся? Какой эволю­
ционный вывод можно сделать на основании анализа это­
го сходства?

309. Пользуясь рисунком 91, изучите основные особен­
ности строения птицы, связанные с полетом: 1—тело по­
крыто роговыми перьями; 2 — челюсти без зубов; 3 — пе­
редние конечности птиц видоизменены в крылья;
4 —большинство костей птиц внутри полые; 5 — пояс зад­
них конечностей, срастаясь в одно целое с поясничным
и крестцовым отделами позвоночника, образует прочный
легкий крестец; 6 — несколько мелких костей ступни срос­
лись в одну кость — цевку; 7—-двойное дыхание обеспе­
чивает непрерывную вентиляцию легких свежим возду­
хом; 8 — хорошо развиты легкие и воздушные мешки;

9 —развит лишь один яичник; 10 — птица откладывает
сразу только одно яйцо; 11—нет мочевого пузыря;
12 —быстрое пищеварение и частое освобождение кишеч­
ника от лишнего балласта; 13 — увеличение мозговой ко­
робки.

Впишите цифры в соответствующие кружки.

310. Конструкция птичьих гнезд бывает очень разно­
образной как по использованию различного строймате­
риала, так и по способу его применения: одни птицы
строят (лепят) гнезда из глины, другие — из травы, ве­
ток, мха, древесной коры и др.

Для каждого из гнезд, изображенных на рисунке 92 (по Я. Вернеровой), необходимо выбрать из трех пере численных птиц настоящего строителя этого гнезда и под­черкнуть его название.


  1. Ремез, королек, длиннохвостая портниха.

  1. Ласточки: береговая, городская, деревенская.

  1. Салангана, дрозд, стенолаз. :
    . 4. Ткачик, стриж, длиннохвостая синица.

- 5. Иволга, камышовка, воробей. 6. Лебедь, поганка, серый гусь.

  1. Перепел, зимородок, жаворонок.

  1. Фламинго, белая цапля, павлин.

  1. Камнешарка, кулик-сорока, пингвин Адели.

10. Фазан, хохотун, сорная курица.

311. Какое значение в природе имеют различия в пост­
ройках птичьих гнезд?



  1. Чем различаются птенцы скворца и тетерева? Ка­
    ких птенцов называют выводковыми и каких гнездовыми?
    Приведите примеры проявления заботы о потомстве у
    птиц.

  1. Кукушонок выбрасывает яйца или птенцов при­
    емных родителей и один поедает корм, который они ему
    приносят. Но потом как бы искупает свою вину. Как? Ка­
    ково при этом поведение приемных родителей?

  1. Кондоры устраивают свои гнезда на скалах. По­
    чему они не вылетают из гнезда до тех пор, пока солнце
    не нагреет все вокруг?

  1. Назовите по 2—3 вида птиц для следующих групп
    по миграции: а) оседлых; б) кочующих; в) перелетных.

92



  1. Какие известны способы для изучения миграции
    птиц?

  1. Прочитав в «Книге для чтения по зоологии» очерк
    «Перелеты птиц», узнайте, какой птице принадлежит ре­
    корд по дальности совершаемого перелета. На контурной
    карте мира (рис. 93) отметьте красным цветом перелет­
    ный путь этой птицы.

  1. Почему гуси, журавли и другие крупные птицы
    летят углом (клином, крючком)?

  1. Совершая перелеты в теплые края, птицы летят
    в определенном порядке. Попробуйте схематически изоб­
    разить, как летят журавли, скворцы, утки, гуси.

  1. Некоторые птицы во время дальних перелетов
    размещаются цепочкой или косяком. В нем причина та­
    кого расположения их?

  1. Знаете ли вы птиц отряда воробьинообразных?
    Ответьте кратко на вопросы:

  1. Чем питаются птицы отряда воробьинообразных?

  1. Какие птицы этого отряда улетают в теплые края?

  1. Назовите воробьинообразных, которые зимуют в на­
    ших краях (см. рис. 94).

  1. Какие птицы этого отряда подлежат охране?

322. Знаете ли вы повадки птиц?

  1. Какая птица поет перед грозой, издавая звуки, на­
    поминающие игру на флейте?

  1. Какая небольшая птица (самец) на току как ^ы
    произносит: «Спать пора, спать пора!»?

  1. Как спит дятел в гнезде?

323. На рисунке 95 изображены обыкновенные кормуш­
ки для мелких зимующих птиц. Низкая крыша предохра­
няет корм от ворон. Для того чтобы положить корм, под­
нимается боковая часть крыши. Сделайте какую-либо из
кормушек для птиц.



  1. Какой город носит название хищной птицы?

  1. К названию какой русской реки надо прибавить
    впереди одну букву, чтобы получить название лесной
    птицы?

  1. Послушайте запись на грампластинке «Птичьи го­
    лоса в природе». Попробуйте опознать птиц по их голо­
    сам. Слушая запись, напишите (по порядку) названия
    узнанных птиц.

  1. Опыление крон деревьев препаратом ддт с целью
    уничтожения вредных насекомых, питающихся древесны­
    ми листьями, может привести к тому, что на обработан­
    ном участке исчезнет почти 3/4 особей одного из видов

94

дроздов и других птиц. Какова взаимосвязь этих двух фактов, если основной корм этих птиц — дождевые черви? Нарисуйте схему этого процесса.

328. На рисунке 96 изображены головы и ноги трех птиц. Как питаются эти птицы? К каким отрядам они при­надлежат? Чем различается их образ жизни?



  1. Какая из воробьинообразных зимующих птиц по­
    висает на деревьях зимой вверх ногами и вниз спиной?
    Почему?

  1. Во время сильных морозов птицы нахохливаются.
    Почему при этом они легче переносят холод? В жаркий
    летний день перьевой покров птиц становится взъерошен­
    ным. Почему?

  1. По перечисленным некоторым особенностям лес­
    ных птиц разделите их на две группы — два отряда. На­
    пишите названия этих отрядов и рядом с каждым из них
    те номера особенностей, которые к нему относятся.

  1. Птицы сравнительно крупные.

  1. Ростом немного крупнее скворца.

  1. Крылья широкие, закругленные.

  1. Оперение черное, с белыми полосками. Похвостье
    ярко-красное.

95

  1. Ноги четырехпалые с большими когтями и густо опе­
    рены.

  1. Голова большая, на затылке красная полоска.

  1. Ноги короткие с загнутыми острыми когтями.

  1. На ноге 2 пальца обращены вперед, 2 — назад.

  1. Клюв относительно большой, вершина надклювья
    заострена и немного загнута книзу.

  1. Клюв долотообразный, крепкий, заостренный.

  1. Разыскивают пищу на земле, едят лесные ягоды,
    почки и сережки березы, ольхи, срывают зеленые части
    растений, ловят насекомых.

  1. Питаются взрослыми насекомыми и их личинками,
    живущими под корой и в древесине.

  1. Язык длинный, гораздо длиннее клюва.

  1. Летают невысоко, тяжело и поднимаются с земли
    с шумом.

  1. Летают сравнительно небыстро.

  1. На зиму никуда не улетают.

  1. Перья хвоста твердые, упругие, с взъерошенными
    концами.

  1. Гнездятся на земле.

  1. Ночуют в дуплах, спят в вертикальном положении,
    прицепившись острыми когтями к стенке дупла.

  1. Ночуют обычно высоко в гуще ветвей. Зимой за­
    рываются в рыхлый снег.

  1. Откладывают помногу яиц.

  1. С приходом весны птицы токуют.

332. Чем можно объяснить, что некоторые птицы (на­пример, тетерев, глухарь, рябчик, куропатка) зарываются в снежные сугробы и там проводят иногда по нескольку суток?

333. На рисунке 97 (по С. и К. Гертлерам) изображе­ны особенности дятла как лесные лтицы. Объясните крат-


ко, как устроено гнездо дятла; как помогают ему удер­жаться на дереве хвост и лапы; как устроен язык дятла и какое значение имеет такое его строение.

. Кто тут обедал? По рисунку 98 установите, какую еловую шишку объел бурундук, а какую обгрызла белка или полевка; какую шишку облущил дятел, а какую клест. При затруднении читайте «Юным любителям природы» Н. Н. Плавилыцикова.


335. На рисунке 99 изображены: филин (1), сова (2) и канюк (3). Впишите в рамочки те цифры, которые со­ответствуют номерам; раженных птиц.

7 Заказ 119!

Прячется в укромных местах

Обитает в лесах

Охотится в дневное время

Охотится в ночное время

Летает бесшумно

Большие глаза

Острое зрение

Острый загнутый клюв

Острые загнутые когти

Превосходный слух

Мягкое и рыхлое оперение

Уничтожает мышиных грызунов

Дневной хищник

Ночной хищник

Приносит пользу людям уничтожением грызунов


  1. Одна серая полевка уничтожает за лето до 1 кг
    зерна. Одна птица за лето съедает до 1000 серых полевок
    и мышей. Значит она сохраняет за лето около тонны хле­
    ба. Какая это птица? Как строение ее тела приспособлено
    к хищному образу жизни?

  1. Прочитайте в «Книге для чтения по зоологии»
    очерк «В защиту хищных птиц». Возле каждой из птиц,
    силуэты которых изображены на рисунке 100, указан но­
    мер. Впишите в кружки цифры, соответствующие номерам
    птиц.

  1. Составьте краткую характеристику хищных птиц
    по следующим признакам:

Клюв —

Лапы и когти —

1   2   3   4   5   6   7   8   9

Рассказать о Раскрасьте кости скелета лягушки зеленым цветом-кости позвоночника
0
 просмотров: 830