Скачать Большинство голование
Выход: 30.03.2014
болит голова при приеме алкоголя

1. Досрочное голосование

Согласно ст. 53 ИК избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, вправе не ранее чем за пять дней до выборов в условиях, исключающих контроль за его волеизъявлением, заполнить в помещении участковой комиссии бюллетень и опустить его в опечатанный отдельный ящик для голосования избирателей, которые будут отсутствовать в день проведения выборов по месту их жительства. Закон не требует официального подтверждения причин невозможности избирателя прийти в помещение для голосования в день выборов.

Досрочное голосование осуществляется с 10 до 14 часов и с 16 до 19 часов в присутствии не менее двух членов участковой комиссии.

В первый день досрочного голосования ящики для голосования пломбируются или опечатываются.

В период досрочного голосования ежедневно по окончании времени проведения голосования председатель участковой комиссии или его заместитель заклеивает прорезь для опускания бюллетеней в ящике для голосования листом бумаги. Председатель или его заместитель и член участковой комиссии ставят подписи на этом листе. Вскрытие прорези производится ежедневно перед началом досрочного голосования председателем или заместителем председателя участковой комиссии. При заклеивании и вскрытии прорези вправе присутствовать наблюдатели, в т.ч. иностранные (международные), представители средств массовой информации. Хранение ящика для голосования обеспечивается председателем участковой комиссии.

В период досрочного голосования ежедневно председатель участковой комиссии или его заместитель составляет протокол, в котором указывается число бюллетеней, полученных участковой комиссией, число граждан, получивших бюллетени для голосования (в последний день досрочного голосования – общее число граждан, получивших бюллетени для голосования), число испорченных бюллетеней и число неиспользованных бюллетеней. Протокол подписывается председателем или его заместителем и членом комиссии. Копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии.
При получении бюллетеня избиратель собственноручно расписывается в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, и указывает дату досрочного голосования.
Досрочное голосование не проводится на участках для голосования, образованных в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, а также перед вторым туром голосования.

Как и в ходе предыдущих избирательных кампаний, на выборах в местные Советы депутатов 26 созыва активно использовалось досрочное голосование. Продолжилась практика принуждения к досрочному голосованию студентов и учащихся. При этом администрациями вузов были приняты меры поощрения для проголосовавших досрочно: освобождение от занятий в субботу 24 апреля 2010 г. Так, во всех колледжах г. Бобруйска тем гражданам, которым исполнилось 18 лет, предложили проголосовать досрочно. В качестве поощрения иногородним студентам разрешили уехать домой в пятницу накануне субботника, освободив их от участия в республиканском субботнике. В Брестском государственном университете им. А.С. Пушкина на ряде факультетов были отменены занятия в субботу (24 апреля). Аналогичные случаи отмечены и в других учебных заведениях.

Нужно отметить, что впервые в Бобруйске для призыва к досрочному голосованию была использована радиосвязь в городских троллейбусах.

Перед органами местной власти была поставлена негласная задача любыми способами обеспечить проведение досрочного голосования. При этом использовались новые методы: направление в качестве наблюдателей от трудовых коллективов на участки для голосования представителей администрации, которые осуществляли контроль явки работников во время досрочного голосования и в основной день голосования.

20 апреля, в первый день досрочного голосования, в г.п. Подсвилье Глубокского района, куда ездила доверенная группа кандидата в областной Совет депутатов от оргкомитета по созданию бхд Евгения Самсонова на встречу с избирателями, наблюдали следующую картину: избирателей, работников куп «Подсвильский завод пищевых продуктов» привезли автобусом в Дом культуры. После голосования работники вышли через другую дверь, где им была выдана зарплата. На работу проголосовавшие работники уже не вышли. Это стало своеобразным поощрением за досрочное голосование.

Такую же картину наблюдал и кандидат в депутаты от бсдп «Грамада» в Поставский районный Совет депутатов по избирательному округу №24 Михаил Гиль. На Глубокском предприятии оао «мкк» 23 апреля был зафиксирован организованный привоз работников на участки под руководством начальников цехов.

В результате активной кампании по принуждению к досрочному голосованию досрочно проголосовали, согласно данным цик, 2.059.230 человек, или 29,3% от общего числа избирателей. Вместе с тем, от общего количества проголосовавших на выборах (это 79,5%) досрочно проголосовали 37%, т.е. более одной трети. В Минске процент проголосовавших досрочно составил 40% от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Интересная тенденция отмечена при досрочном голосовании в г. Молодечно. На участках, на которых выдвигались кандидаты от власти и оппозиционные кандидаты, результаты явки составили более 30%. В безальтернативных округах явка прямо противоположная – не более 5% по состоянию на 23 апреля.

По Сухаревскому избирательному округу № 30 в первый день досрочного голосования на участках, где велось наблюдение, процент явки избирателей был в несколько раз меньше процента явки на участках, где наблюдение не велось. Об аналогичных тенденциях сообщают наблюдатели и из других регионов.

Следует отметить, что результаты досрочного голосования существенно отличались от результатов волеизъявления избирателей в основной день голосования.

Так, Николай Шерстюк, который наблюдал за подсчетом голосов на участке для голосования № 15 в Полоцке, сообщил, что после раздельного подсчета голосов оказалось, что в результате досрочного голосования и голосования по месту нахождения избирателей все голоса были отданы за провластного кандидата. В то же время в основной день голосования за кандидата от бпл «Справедливы мир» по официальным данным проголосовали не менее 10% избирателей.

Член партии бнф, активист движения «За свободу» Дмитрий Бабицкий был одним из кандидатов, оспаривавших результаты голосования по выборам в Борисовский районный Совет депутатов в избирательном округе №15. По информации наблюдателя Олега Мацкевича, большинство избирателей, проголосовавших в день выборов, отдали свои голоса за Дмитрия Бабицкого. Однако в результате общего подсчета голосов, в том числе, отданных в ходе предварительного голосования, депутатом стал директор Борисовского государственного политехнического колледжа Владимир Шмаков, который «опередил» Бабицкого на 76 голосов. Аналогичная ситуация и у кандидата Винцука Вечерко: он победил в основной день голосования на участке для голосования № 74 (за него отдали голоса 112 избирателей, а за действующего депутата Мингорсовета Владимира Голобурду – 79), но не прошел по результатам общего подсчета голосов.

Наблюдатели отмечают, что копии протоколов о результатах досрочного голосования вывешивались не на всех участках для голосования. Так, в Гомеле избирательная комиссия участка для голосования номер 46 Студенческого округа 22 апреля отказалась по требованию кандидата в депутаты областного Совета Константина Жуковского вывесить протокол досрочного голосования или ознакомить кандидата с ним. Похожая ситуация с протоколами возникла в Студенческом округе г. Гомеля и на день раньше, но после вмешательства цик протокол вывесили.

2. Основной день голосования

Согласно ст. 52 ИК каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Бюллетень для голосования выдается избирателю членом участковой комиссии на основании списка граждан, имеющих право участвовать в выборах, после предъявления паспорта гражданина Республики Беларусь или иного документа, определяемого Центральной комиссией. При получении бюллетеня избиратель расписывается в соответствующей графе указанного списка.

Бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего.
Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой и вышестоящих комиссий, кандидатов в депутаты, их доверенных лиц, а также наблюдателей.

При голосовании на выборах избиратель ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует. Если избиратель голосует против всех кандидатов, он ставит любой знак в пустом квадрате, расположенном справа от строки «Против всех кандидатов».

Заполненный бюллетень избиратель опускает в ящик для голосования. В случае если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой комиссии, получив испорченный бюллетень, на котором должна быть собственноручная подпись избирателя, выдает избирателю новый бюллетень, делая отметку об этом в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах, напротив фамилии избирателя, допустившего ошибку. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт, подписываемый председателем или его заместителем либо секретарем и двумя членами участковой комиссии.

В ходе голосования наблюдателями зафиксировано множество случаев нарушения избирательного законодательства.

Отмечаются случаи так называемого «семейного голосования», выдача одному человеку на руки по предъявлению паспортов нескольких бюллетеней для голосования. Такие нарушения отмечены на участке для голосования № 51 Железнодорожного избирательного округа № 20 г. Минска, на участке для голосования № 73 Жудровского избирательного округа г. Минска и на других участках страны.

На некоторых участках зафиксированы случаи вброса бюллетеней членами участковых комиссий. Такой случай зафиксирован наблюдателями на участке для голосования № 44 Станционного избирательного округа в г. Мозырь, где кандидатом в депутаты выдвигался Франак Вечорко. Примерно около 19:00 два члена комиссии вбросили в ящик для голосования около 10 бюллетеней.

Голосование по месту нахождения избирателей проводилось с нарушением процедуры, предусмотренной ст. 54 ИК.

Грубое нарушение ст. 68 ИК отмечено наблюдателями в Молодечненском районе. В день основного голосования выяснилось, что четыре кандидата в депутаты Чистинского сельского Совета депутатов: Мирошников Сергей Николаевич (округ № 12), Курилович Галина Александровна (округ №1), Ульчиц Елена Михайловна (округ №3), Божко Станислав Альбертович (округ №7) одновременно являются членами участковых избирательных комиссий. Мирошников С.Н. – член участковой избирательной комиссий №72; Курилович Г.А. – председатель участковой избирательной комиссий №73; Ульчиц Е.М. – секретарь участковой избирательной комиссий №73; Божко С.А. – член участковой избирательной комиссий №74. В соответствии с ч. 20 ст. 68 ИК «полномочия лица, выдвинутого кандидатом в депутаты местного Совета депутатов, входящего в состав Центральной комиссии, окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии, считаются прекращенными с момента регистрации его кандидатом в депутаты». По данному факту кандидатом в депутаты Чистинского сельского Совета депутатов Владиславом Зверником были поданы жалобы в Молодечненскую межрайонную прокуратуру и цик.

3. Подсчет голосов

Согласно ст. 55 ИК ящики для голосования вскрываются участковой комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков для голосования до окончания голосования запрещается. Перед вскрытием ящиков для голосования подсчитывается и оглашается число неиспользованных бюллетеней, которые затем погашаются, складываются в пакеты и опечатываются. Способ погашения бюллетеней определяется участковой комиссией. На пакетах надписываются название и номер участка, число неиспользованных бюллетеней по выборам. Пакеты подписываются председателем и секретарем участковой комиссии в присутствии членов комиссии.

Вскрытие ящиков для голосования и подсчет голосов при проведении выборов осуществляются поочередно: вначале подсчитываются бюллетени, находившиеся в ящике для голосования, использовавшемся при досрочном голосовании, затем - находившиеся в переносных ящиках, использовавшихся при голосовании по месту нахождения избирателей, и после этого - в ящиках для голосования, находившихся в день выборов в помещении участка для голосования. Результаты подсчета голосов оглашаются председателем комиссии.
Подсчет голосов избирателей должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии без перерыва до получения результатов голосования.

При выборах депутатов местных Советов депутатов подсчет голосов на участке для голосования производится отдельно по каждому избирательному округу и каждому кандидату в депутаты по выборам в соответствующий местный Совет депутатов.

Участковая комиссия по списку граждан, имеющих право участвовать в выборах, устанавливает общее число избирателей на участке и по каждому избирательному округу, а также число избирателей, получивших бюллетени.

На основании бюллетеней, находившихся в ящиках для голосования, участковая комиссия вначале раздельно, а затем, суммируя данные, устанавливает по каждому избирательному округу общее число избирателей, принявших участие в голосовании, в том числе число избирателей, принявших участие в досрочном голосовании, число избирателей, принявших участие в голосовании по месту нахождения, и число избирателей, принявших участие в голосовании в день выборов в помещении участка для голосования, число голосов, поданных за каждого кандидата в депутаты, и число голосов, поданных против всех кандидатов в депутаты (если голосование проводилось по одной кандидатуре – число голосов, поданных против кандидата), число бюллетеней, признанных недействительными.
Вносить изменения в списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, после начала подсчета голосов запрещается.

При проведении выборов признаются недействительными бюллетени неустановленного образца, бюллетени, на оборотной стороне которых отсутствуют подписи лиц, входящих в состав участковой комиссии, бюллетени, в которых знак поставлен более чем в одном квадрате или не поставлен ни в одном из них, либо бюллетени, в которые внесена фамилия только одного кандидата и знак поставлен в двух квадратах или не поставлен ни в одном из них.

В случае возникновения сомнений в действительности бюллетеня вопрос разрешается участковой комиссией путем голосования. При этом на оборотной стороне каждого из таких бюллетеней делается запись о признании его действительным либо недействительным. Эта запись заверяется подписями не менее двух лиц, входящих в состав участковой комиссии. Недействительные бюллетени упаковываются отдельно.

После завершения подсчета голосов проводится заседание участковой комиссии, на котором устанавливаются и заносятся в протокол результаты подсчета голосов. В протоколе кроме перечисленных выше данных указывается число бюллетеней, полученных участковой комиссией, число испорченных бюллетеней, число неиспользованных бюллетеней. При проведении выборов депутатов местных Советов депутатов протокол составляется отдельно по каждому избирательному округу. Не допускается заполнение протокола карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. Протокол подписывается председателем, его заместителем, секретарем и членами комиссии. На заседании участковой комиссии рассматриваются, при их наличии, особые мнения членов комиссии, а также жалобы и заявления о нарушениях при голосовании или подсчете голосов.

Копия протокола участковой комиссии после его подписания вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном комиссией.

Протокол без промедления представляется в соответствующую окружную, территориальную избирательную комиссию, а также в орган, образовавший комиссию, для информации лично председателем, или его заместителем, или секретарем участковой комиссии. К протоколу, направляемому в вышестоящую комиссию, прилагаются, если они имеются, особые мнения членов комиссии, заявления доверенных лиц кандидатов и других лиц о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, и принятые по ним решения комиссии.

В случае обнаружения органом, образовавшим комиссию, нарушений требований настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, об этом немедленно сообщается соответствующей вышестоящей избирательной комиссии или Центральной комиссии.

Анализ сообщений наблюдателей по всей стране показывает, что подсчет голосов также прошел с серьезными нарушениями принципов прозрачности. Наблюдатели не имели возможности непосредственно наблюдать подсчет голосов. В подавляющем большинстве случаев наблюдателям были отведены места, находящиеся на расстоянии от 3 до 10 метров от стола, за которым велся подсчет голосов членами участковых комиссий. Некоторыми наблюдателями были заявлены ходатайства о предоставлении возможности наблюдать подсчет голосов в непосредственной близости от стола, однако в этом им было отказано.
Так, доверенные лица кандидата в депутаты Юрия Истомина по выборам в Гродненский областной Совет депутатов Роман Юргель и Светлана Рудковская подали заявления на имя председателя уик №94 Галины Воронцовой с ходатайством о том, чтобы видеть подсчет голосов и содержимое избирательных бюллетеней. Заявления председателем уик №94 были зарегистрированы, и в 20:00 был дан ответ, что «…в соответствии со ст.13 ИК РБ наблюдатель не вправе находится возле столов выдачи бюллетеней, вмешиваться в работу комиссий. Имеет право наблюдать за выдачей бюллетеней. Ходом голосования, соблюдением порядка голосования».

Те, кто все же пытались подойти к столу, тут же удалялись из помещения, в некоторых случаях с помощью сотрудников милиции. Так, через 5 минут после начала подсчета голосов по указанию председателя участковой комиссии сотрудником милиции Гапоновым с участка для голосования № 12 Текстильного избирательного округа № 36 был удален наблюдатель от ОО «Могилевский правозащитный центр» Алексей Колчин. Он настаивал на возможности наблюдать за ходом подсчета голосов непосредственно перед столами, за которыми проходила процедура, в то время, как по указанию председателя комиссии, должен был сидеть на скамейке у стены, за несколько метров от столов.

Аналогичный факт был отмечен на участке для голосования № 6 в г. Орша. Примерно в 19-30 25 апреля на этот участок прибыл кандидат в депутаты Оршанского городского Совета депутатов, член Партии бнф Александр Каминский. Он заявил, что прибыл наблюдать за подсчетом голосов. Однако председатель участковой комиссии вместе с дежуривших сотрудникам милиции не позволили ему присутствовать в помещении во время подсчета голосов и выставили на улицу.

Следует отметить, что на более чем половине участков для голосования, где велось наблюдение кампании, отсутствовал раздельный подсчет голосов, при этом на более чем 65% участках оглашения результатов подсчета также не было.

Норма об оглашении результатов раздельного подсчета голосов является нововведением в избирательном законодательстве. И хотя цик занимает абсолютно однозначную позицию относительно применения ч.2 ст. 55 ИК, согласно которой необходимо оглашать результаты раздельного подсчета голосов, к сожалению, Центральная комиссия не приняла надлежащих мер для её разъяснения. В методических рекомендациях для работы участковых комиссий просто дублируется норма ИК и не разъясняется, что понимается под этими положениями. На практике это привело к разночтениям указанной нормы участковыми и даже окружными избирательными комиссиями, из-за чего сложилась ситуация, при которой большинство комиссий озвучивали только общие результаты подсчета голосов.

Наблюдатели отмечают, что повсеместно при подсчете голосов нарушался принцип коллегиальности работы участковых избирательных комиссий: каждый член комиссии подсчитывал только переданную ему часть бюллетеней. Подсчет велся одновременно всеми членами комиссий. Результаты подсчета вносились на листки бумаги и, молча, передавались председателю комиссии. Полученные цифры суммировались председателем и заносились в протокол. Подписывая такой протокол, члены комиссий не контролировали достоверность внесенных в него итогов голосования, так как фактически не могли видеть подсчет, который велся другими членами комиссии. Отдельные наблюдатели были допущены к столам, где велся подсчет бюллетеней, однако они столкнулись с невозможностью реально наблюдать за одновременными обособленными подсчетами всех членов комиссий.

На многих участках наблюдателями зафиксированы случаи использования заготовленных протоколов. Такой случай, в частности, отмечен на избирательном участке № 113 по Брестскому избирательному округу № 16 Средниковым С.А., доверенным лицом кандидата в депутаты по избирательному округу №16 г. Бреста Масловского И.В. Итоговый протокол (пустой) участковой комиссии был заранее подписан всеми членами избирательной комиссии, за исключением председателя участковой комиссии. По данному факту Игорь Масловский направил жалобу в Брестскую городскую избирательную комиссию.

Наблюдателями также зафиксированы случаи нарушения принципа открытости и гласности проведения выборов во время передачи протоколов с результатами голосования в вышестоящие комиссии. Так, Леонида Мархотко, зарегистрированного наблюдателем в Солигорской районной территориальной избирательной комиссии, удалили с заседания этой комиссии. В 20 часов, когда члены комиссии собрались для приема документов с результатами голосования из участковых комиссий, председатель комиссии Якимович приказал наблюдателю покинуть помещение территориальной комиссии и сообщил, что его позовут непосредственно на заседание комиссии, которое начнется в 00-00. Сославшись на ст. 13 Избирательного Кодекса, согласно которой выборы проходят открыто и гласно, Мархотко отказался выполнить приказ председателя. Вызванный наряд милиции вывел наблюдателя из здания Солигорского райисполкома, где расположена территориальная комиссия.

Выводы:

1. Во время выборов в местные Советы депутатов повторилась практика принуждения к досрочному голосованию. Наблюдателями во всех регионах отмечаются случаи «поощрения» за досрочное голосование во многих вузах. Администрациями вузов было обещано, что в случае досрочного голосования студенты могут быть освобождены от занятий в субботу.
2. Наблюдатели не имели возможности в полной мере наблюдать за подсчетом голосов. Некоторыми наблюдателями были заявлены ходатайства о предоставлении возможности наблюдать подсчет голосов в непосредственной близости от стола, однако в этом им было отказано. Отдельные наблюдатели были допущены к столам, где велся подсчет бюллетеней, однако они столкнулись с невозможностью реально наблюдать за одновременными обособленными подсчетами всех членов комиссий. Это свидетельствует о нарушении принципа прозрачности и гласности проведения выборов.
3. Раздельного подсчета не было на 50% участках, где находились наблюдатели кампании, во многих случаях все бюллетени считались вместе. Объявления результатов раздельного подсчета голосов не было на примерно 65% участках, где находились наблюдатели.
4. Отмечены случаи вброса бюллетеней в урны для голосования членами участковых комиссий.
5. Копии протоколов для публичного ознакомления на многих участках не вывешивались. Во многих случаях копии были вывешены только по требованию наблюдателей.
6. Голосование по месту нахождения избирателей проводилось с нарушением процедуры, предусмотренной в ст. 54 ИК.
7. Наблюдателям, зарегистрированным в территориальных комиссиях, было отказано в праве присутствовать во время приема документов из участковых комиссий.


Рассказать о Большинство голование
0
 просмотров: 804